Фанагорийская крепость. Согласно «Манифесту» Екатерины II от 8 апреля 1792 года, Тамань «на вечные времена» вошла в состав России. А уже 25 августа 1792 года на берег Тамани высадились запорожские казаки, которые образовали Черноморское казачье войско и стали нести пограничную службу на Кубанской кордонной линии, защищая южные рубежи России. Так началась новая история Таманского полуострова. С целью установления своего влияния на Кавказе в XVIII-XIX веках России приходилось вести постоянную войну с Турцией. К этому добавлялось то, что христианские народы Кавказа и Закавказья давно искали покровительства России и защиты от персидских и турецких нашествий. В 1735 году было учреждено Кавказское наместничество, а для защиты южных рубежей России постройкой в 1739 году Кизляра и в 1763 году Моздока было начато сооружение Кавказкой укрепленной линии. Огромный вклад в дело охраны южных рубежей России внес А. В. Суворов, который Указом Императрицы Екатерины II в 1792 году был назначен командующим К марту 1778 года по реке Кубань было построено несколько укреплений, которые впоследствии образовали Черноморскую кордонную линию. Кубанская пограничная линия составляла часть Кавказской укрепленной линии, которая проходила от Кизляра до Тамани и составляла пограничную оборонительную линию южных рубежей России от Каспийского моря до Черного Моря. Эта оборонительная линия была в начале XIX века разделена на левый фланг, центр, правый фланг и Черноморскую кордону линию. Для обороны правого фланга Черноморской кордонной линии в 1793 году в двух верстах от станицы Тамань была заложена Фанагорийская крепость. В 1795 году в крепости обосновался первый гарнизон из 2-х батальонов Таврического егерского корпуса, а крепость стала называться Таманской крепостью. Проект крепости составил и руководил её постройкой инженер Южной Армии А. В. Суворова, который и утвердил чертеж крепости.
Фанагорийская крепость – крепость бастионного типа. Она представляла собой земляной вал, называемый «куртиной», в виде полуокружности, обращенной хордой к обрыву Таманского залива. В центре крепости находился плац, вокруг которого располагались казармы и дома офицеров, а также цейхгаузы – склады военного имущества, оружия и вооружения. У бастиона Павла находился дом коменданта крепости. Говорят, в своё время граф Александр Васильевич Суворов продал и заложил всё своё имущество, чтобы на вырученные деньги построить это фортификационное сооружение. Здесь он готовил армию к историческому штурму крепости Измаил. Любимейшим полком А. В. Суворова был один из Гренадерских полков Русской Императорской Армии, который носил название «Фанагорийский». Сохранившиеся со дня постройки Таманской крепости фортификационные сооружения являются одним из немногих памятников военно-инженерной мысли и военного дела не только на Юге, но и на всей территории России. Гражданская и Великая Отечественная войны на Таманском полуострове. Скромные обелиски отмечают места важнейших событий гражданской и Великой Отечественной войн на Таманском полуострове. В суровом 1918 году отсюда начался легендарный поход Таманской армии под командованием Е. Ковтюха на соединение с основными силами Красной Армии на Северном Кавказе. Эта эпопея отражена в романе «Железный поток» А. С. Серафимовича, в котором Ковтюх выведен под именем командарма Кожуха. Великая Отечественная война молохом прошлась по Таманской земле. Летом 1942 года фашисты вступили в пределы Краснодарского края. Так началась одна из важных и кровопролитных битв Великой Отечественной войны – битва за Кавказ. Главная цель гитлеровского командования в этой кампании состояла в захвате южных районов СССР, богатых сырьевыми ресурсами. Вскоре большая часть края была занята фашистами, где они установили оккупационный режим. Вместе с войсками на Кубань прибывали карательные отряды, среди которых была и специальная «Зондеркоманда», занимавшаяся уничтожением людей. За этот период около 13 тысяч жителей погибли мученической смертью. Основными формами сопротивления населения оккупантам были партизанское движение и подпольная борьба. На территории края действовали 73 партизанских отряда. Несмотря на трудности, с которыми им приходилось сталкиваться, партизаны нанесли врагу существенный урон. Гитлеровское командование порой вынуждено было снимать часть сил с фронта, чтобы охранять свои тылы и вести борьбу с партизанами. При подготовке прорыва «Голубой линии» – оборонительной системы фашистских захватчиков, воздвигнутой на подступах к Таманскому полуострову, здесь были высажены партизанские десанты под командой Славина из состава знаменитого отряда «Имени Героев Советского Союза братьев Игнатовых». Первый взвод этого десанта, которым командовал бывший председатель Старотитаровского станичного Совета Кирилл Степанович, состоял из четырех отделений, организованных из казаков таманских станиц. Партизаны минировали дороги на Пересыпи и в других узких участках между лиманами, препятствуя осуществлению операции «Кримгильда» – планомерной эвакуации 17-й немецкой армии, откатывавшейся под стремительными ударами 18-й, 56-й и 9-й армий Северо-Кавказского фронта под командованием генерал-полковника И. Е. Петрова, организатора героической обороны Одессы и Севастополя в начальный, самый тяжелый период войны. Группа партизан Бережного организовала в проливе свободную морскую охоту на немецкие транспорты, перевозившие войска по плану уже новой операции, «Брунгильда» – ускоренная эвакуация. На захваченном у немцев катере партизаны, окруженные противником, таранили понтонный мост, наведенный через Керченский пролив с косы Чушка, который не могли обнаружить с воздуха наши летчики.
С января 1943 года началось освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков. Ударные силы армий Северо-Кавказского фронта разгромили укрепления «Голубой линии» и стремительно развивали наступление на Таманский полуостров. Здесь шли кровопролитные бои. Горела земля, вскипало море. 9 октября 1943 года Таманский полуостров и весь Северный Кавказ были очищены от гитлеровских оккупантов. Звание «Таманские» было присвоено всем частям, отличившимся в боях в этом регионе. Устремившийся ввысь самолет – памятник воинам-авиаторам, сражавшимся в небе Тамани. Разгромом таманской группировки врага и освобождением Таманского полуострова закончилась одна из самых героических битв Великой Отечественной войны – битва за Кавказ. После освобождения Таманский полуостров служил плацдармом для наступления на Крым. Здесь находились сборные пункты войск, готовившихся к штурму Крыма, и аэродромы их прикрытия. В Пересыпи базировался легендарный 46-й гвардейский ночной легкобомбардировочный Таманский женский авиаполк под командованием майора Евдокии Давыдовны Бершанской. Аэродромом служила узкая полоса морского берега шириной всего в триста метров, ограниченная со стороны суши высоковольтной линией. Взлетать и садиться на легких самолетах «По-2» было очень трудно, особенно при порывистых ветрах с Азова. В тяжелейших условиях отважные женщины полка по нескольку раз за ночь летали на штурмовку укреплений Керчи, снабжали боеприпасами и продовольствием истекавший кровью эльтигенский десант В. Ф. Гладкова. Немцы прозвали летчиц «ночными ведьмами». В Пересыпи поставлен обелиск в честь героинь таманского неба. В самом центре Тамани на пьедестале установлен прославленный танк Т-34. Это памятник тем, кто не вернулся в родную станицу. Музей «Военная горка». К празднованию 40-летия освобождения полуострова от фашистов, которое проходило в 1983 году, приурочено открытие музея «Военная горка». На склонах горы грязевого вулкана Миска, в центре города Темрюка, выстроились многочисленные экспонаты боевой техники военных и послевоенных лет, образуя собой уникальный музей под открытым небом. Все это можно посмотреть, пощупать и сфотографироваться на броне танка или на месте стрелка-наводчика. Со дня открытия и по сей день, экспонаты музея тщательно хранятся, каждый год обновляют свой окрас, а количество их постоянно пополняется. Перед мемориальной доской, располагаются две мраморные колонны с табличками, на которых описаны основные исторические события военных лет, а также табличка, посвященная создателям музея. Все это можно посмотреть, пощупать и сфотографироваться на броне танка или на месте стрелка-наводчика. |